( рассуждения по - поводу
опроса корреспондентагазеты
"ДЕНЬ" о деле издательства в нынешней Украине)
Эти извечные вопросы... Самые
характерные. Интеллигентские. Раньше. И теперь.
Вопросы эти сделались
достоянием художественной литературы. Не грех пораскинуть мозгами на заданную
тему и нынешним литературным и окололитературным кругам. Особенно на Украине.
Издаю
литературно-художественный журнал " Склянка Часу". На трёх языках
(украинский, русский, немецкий) сразу. И уже седьмой год. Много езжу. Мечусь по
книжным магазинам, тыкаюсь у книжных раскладок.
- Куда дели новую литературу?
- спрашиваю продавцов и коробейников.
- Да вот же она,- отвечают мне
и тычат пистолетно-влагалищные палитурки. Красочные и сочные.
Да! Классно мы шатнули культурный расцвет...
Аж все лепестки облетели. Остались пестики да тычинки. С них человеки собирают
нектар для духовной конституции нового телообразования молодой страны.
За последние годы видел
ничтожно мало книг молодых писателей. Если бы не издавал журнала, подумал бы,
что ужевУкраине перестали владеть словом.
... Ситуация, когда автор сам
же и платить за написанное должен, дабы это написанное читали... (хоть
где-нибудь),- смертельная самоидентификация. Её результат, как правило, один:
тиражи - мизерные, качество печати - жалкое, раскупаемость - граничащая с
нулевой отметкой.
Форма унижает содержание
напрочь.
- Печататься негде! - слышал я
много раз. И сам испытывал верность этого вопля.
Особенно тоскливо положение на
периферии. Тут нет денег на "Новый мир" и "Знамя". Сюда уже
давно не докатываются " Днiпро", " Всесвiт",
"Свiтовид". Вообще молчу о "Радуге".
Литературные страницы
позволяют себе считанные газеты.
Думаю о времени А.М. Горького,
когда каждая, мало-мальски уважающая себя газета, считала за честь напечатать
премьерный рассказ с добротным стилем и добрым сюжетом. А нынче?Можно и нынче! Но, поближе к телу, к крови, к
смерти. И чем больше этих ингридиентов рациона, тем смачнее замес, тем круче
испражнение литературных желудков... Тем лучше?
Задаю себе часто вопрос.
Хотели бы редакторы вышеупомянутого, что бы их дети читали то, что они
преподносят широкой публике?
Наверняка нет. Если мозги ещё
вовсе не набекрень.
... Разумеется, я не собираюсь
сыпать огульную укоризну. Нет. Просто я того мнения, что время не терпит
пустоты.
Голые ниши отечественного
лит-рынка, с ещё вчера высокопробной прозой и классной поэзией, осели
люди-лилипуты. Которым ещё в невечерние времена не давали этого. И они теперь
обнажили свои тощие зады, достали свои маленькие членики - и давай поливать да
накладывать. А союзы писателей и не союзные литераторы только дивудаются:
- А что делать? Государство-
де отвернулось. Нет ни денег, ни былой отеческой заботы.
Да ерунда!
Ещё Лев Копелев подметил, что
любое государство чуждо литературы высокой. Оно готово лелеять тех сочинителей,
кои репродуцируют державное :" Думай вот так! Смотри вот так!"
Вчера ценило за воспевание
красного флага, сегодня - за шароварность.
Выход есть. Я придумал журнал.
Он дал шанс всем видам, годящимся к печати форм самовыражения. ( Кроме,
конечно, плохих). Этот журнал даёт равные возможности маститым и начинающим
авторам не насиловать свой ум и чувства, а просто честно писать и печататься.
Ещё при этой жизни. Не забывая, что всякая мудрость относительна, а вечной
истины - нет.
... Не могу представить, что
бы было с Петраркой,не печатайся он при
жизни.Ах, да, он ещё и не был членом
союза писателей Италии...
... Нужно писать. Нужно печататься.
Быть острозлободневным и в то же время ориентироваться на вечные ценности.
Сеять, как говорится, разумное, доброе, вечное.